А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Вопросы к главам
- Обратите внимание на эпиграф ко всей повести «Береги честь смолоду» (Пословица). Какой смысл вкладывал Пушкин в слово «Честь»?
- В чём заключается смысл названия первой главы «Сержант гвардии»?
- Как в повести показан быт дворянской усадьбы XVIII века?
- Почему Пётр Гринёв, рассказывая о своей юности, пишет: «Я жил недорослем…»? Когда это слово стало нарицательным?
- Какую роль в жизни Петруши сыграл Савельич и Бопре?
- Каким образом к 17-ти годам Петруша, не служа нигде, уже имел офицерский чин? Почему он рассчитывал служить в Петербурге или в Москве?
- В какой момент отец Петруши вспомнил, что пора сына отдать на военную службу? Почему он решил отправить сына на службу не в Петербург, а в отдалённый город Оренбург?
- Какой наказ дал Петру отец? Как эти слова соотносятся с эпиграфом к повести?
- Как провожали Петра на службу?
- Как прошёл первый день Петра Гринёва на воле?
- Почему, вспоминая об этом дне, рассказчик пишет о себе: «С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска..»?
- Почему Гринёву было стыдно и в чём он раскаивался?
- В чём проявились сословные представления Петра о чести?
- Как характеризует Гринёва и Савельича случай с Зуриным?
- В качестве эпиграфа ко 2-й главе используется отрывок из народной песни о незнакомой стороне. К кому из героев можно отнести слова этой песни?
- Почему Гринёв чувствовал себя виноватым перед Савельичем?
- Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем? Каков характер Савельича?
- По каким признакам ямщик предсказал буран? Почему Петруша не последовал совету ямщика вернуться обратно?
- Что поразило Петра в незнакомце, вызвавшемся помочь заблудившимся в степи?
- Какое символическое значение имел сон в судьбе Петруши Гринёва?
- Почему наружность вожатого показалась Гринёву «замечательной»?
- Почему разговор вожатого с хозяином постоялого двора показался непонятным Гринёву? Какая тайна их объединяла?
- Как Гринёв отблагодарил вожатого? Почему незнакомец пообещал Гринёву: «Век не забуду ваших милостей»?
- Главе «Крепость» предшествует эпиграф — отрывок из солдатской песни о «фортеции» (устаревшее военное название крепости). Какое настроение выражено в этой песне?
- Какой представлялась Петруше боевая крепость и что он увидел в действительности?
- Какие чувства вызывало у Петруши место его будущей службы?
- Что представляла собой Белогорская крепость? Какие порядки были заведены в Белогорской крепости?
- Кем представлена семья капитана Миронова?
- Какое впечатление произвёл на Петра Гринёва молодой офицер Швабрин?
- Почему с первого взгляда Марья Ивановна, капитанская дочка, не произвела на Гринёва большого впечатления?
- Как меняется отношение Гринёва к обитателям Белогорской крепости на второй день пребывания?
- Какие детали свидетельствовали о неспокойной обстановке вокруг крепости?
1. Почему отношение Гринёва к Швабрину постепенно меняется?
2. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гринёвым и Швабриным?
3. Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе «Поединок»?
4. Почему Иван Игнатьич отказался стать секундантом Гринёва?
5. Почему в первый раз дуэль не состоялась?
6. Когда Пётр Гринёв понял причину злословия Швабрина?
7. Чем закончилась дуэль между Гринёвым и Швабриным?
8. Как проявились верность Савельича и подлость Швабрина?
1. Какое значение имеют эпиграфы к главе «Любовь»?
2. В какой момент Гринёв почувствовал любовь к Марье Ивановне?
3. Можно ли сказать, что Марья Ивановна отвечала взаимностью Петру?
4. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринёва без благословения его родителей? Как это её характеризует?
5. Как характеризует Гринёва его отношение к Швабрину?
6. Как вы понимаете слова Гринёва: «Жизнь моя сделалась мне несносна»?
7. Какова роль Савельича в 5-й главе? Что делает он для того, чтобы помирить Петра с отцом?
1. Почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова из народной песни:
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати.
2. Глава начинается с небольшого исторического введения, в котором объясняются причины будущих грозных событий. Чья точка зрения представлена в этом введении: рассказчика Гринёва или автора А.С. Пушкина?
3. Какое секретное сообщение было получено комендантом Белогорской крепости?
4. Какие приготовления начались в крепости после получения письма?
5. Зачем Пушкин вводит эпизод с изувеченным башкирцем?
6. Как отнеслись к «воззванию» Пугачёва защитники Белогорской крепости?
7. К каким активным действиям побудило капитана Миронова известие о сдаче Нижнеозёрной крепости и расправе Пугачёва с комендантом и офицерами?
8. Почему Василиса Егоровна не хочет уезжать из крепости?
9. Какие чувства испытывает Гринёв, прощаясь с Машей?
1. К кому из героев повести относится эпиграф 7-й главы? Какие черты капитана Миронова совпадают со словами народной песни?
2. Как ведёт себя на крепостном валу капитан Миронов? Прокомментируйте его слова: «…Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!»
3. Как описывается появление Пугачёва у стен Белогорской крепости?
4. Проанализируйте эпизод прощания капитана Миронова с женой и дочерью. Как ведёт себя каждый из них? Какие чувства испытывает Гринёв, присутствующий при их прощании?
5. Почему мятежники, связывая Гринёва, говорили: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам»?
6. Почему отказались присягать Пугачёву на верность капитан Миронов и комендант Иван Игнатьич? Что для них означает верность присяге? Кому они присягали и остались верны до последней минуты жизни?
7. Благодаря каким случайностям и совпадениям Гринёв избежал смерти и не присягал Пугачёву? Какова роль Савельича в спасении Гринёва?
8. Как преобразился Швабрин, оказавшись среди мятежников?
9. Как описан Пугачёв в этой главе? Сравните его описание с портретом в главе «Вожатый». Что нового появилось в его облике?